Дом. Улица. Фонарь. Почти по Блоку. Александру Блоку. Я вспомнила эти строчки, стоя возле неожиданной кованой композиции на улице Льва Яшина, возле памятника Верности. Сюда меня привели восторженные отзывы друзей, иллюстрированные фотографиями, где влюбленная парочка фонарей плюс лавочка уютно устроились у бронзовой собаки. Креативно, позитивно, с чувством юмора. Поймала себя на улыбке, которая возникает при взгляде на эту малую архитектурную форму. Как житель нового квартала могу признаться, что за последние лет двадцать это второй, после собаки, архитектурный сюрприз. Пройти мимо было просто невозможно. «Автора!» – скомандовала я себе, и стала выяснять, кто же придумал, создал и установил эти влюбленные фонари в 21-м квартале Тольятти. Ответ на свой вопрос я нашла сама, причем совершенно случайно – присев к металлической барышне на скамейку и заглянув в книгу, которую она держала раскрытой. Дама читала не стихи, а документ с электронным адресом Тольяттинского светотехнического завода. Дальше было еще проще: я написала письмо, и мне ответили. Итак, спешу поделиться: данная кованая композиция была придумана и изготовлена на Тольяттинском светотехническом заводе, который входит в группу компаний «Тамара». Ее авторы – Виктор Науменко и Сергей Терешин. Сама идея принадлежит Данилу Аксаньяну, генеральному директору ТСЗ. Мне он признался, что изначально просто хотел придумать архитектурный элемент, который привлекал бы потенциальных покупателей. Поэтому в первой версии композиции фонарь был одиноким металлическим «парнем» с зонтиком. Чуть позже ему решили поставить рядышком скамью (видимо, чтобы отдыхал на ней по ночам, пока граждане не видят). И только в третьем варианте кто-то из дизайнеров предложил добавить компанию одинокому фонарю. Так и появилась милая металлическая барышня, скромно устроившаяся на краю лавочки, оставив место и для человеческих парочек. Которые, увы, тут же ответили «добром» создателям: разбив фонарь-голову у металлической девушки и выкрутив лампочку. Света стало по вечерам меньше, да и улыбок тоже. Грустно: кто-то создает для людей, а кто-то разрушает. Кстати, рядом с «влюбленными фонарями» вполне могло появиться и чудо-дерево, где бы молодожены могли заказывать и прикреплять свои кленовые листочки с именами и датой бракосочетания. Как сказал мне Данил Петрович, он исходил из городской традиции устанавливать свой замочек на счастье на мосту, недалеко от Дворца бракосочетания, и придумал такое оригинальное дерево. На предприятии даже был создан образец, однако поддержки в городе проект не нашел. Да и не так велик сквер возле памятника Верности. Так что сейчас рассматривают вариант установки таких деревьев возле Дворца бракосочетания. Если оценивать идеи Аксаньяна и его дизайнеров, то они, конечно, имеют множество аналогов в разных городах в разных странах мира. На мой запрос «Памятники влюбленным» поисковик нашел 18 миллионов ответов. В десятке самых популярных есть и два влюбленных фонаря, целующихся на скамейке. По словам Владимира Белоконя, автора того памятника, его творение олицетворяет «светлую, неугасимую любовь». Есть скамьи примирения в центре Москвы и в Подмосковье (а также, кстати, и у нас, в Тольятти). А дальше фонтан «Дождь любви», памятники «Встреча или прощание влюбленных», «Сердца влюбленных» и, наконец, «Дерево любви», которое находится в Одессе, на Дерибасовской. Как и любое дерево, эта скульптура – символ вечного порядка вещей. В нем соединены прошлое, настоящее и будущее. Корни, ствол и крона, украшенная миниатюрными сердечками, в целом напоминает форму сердца. Это место популярно у молодежи, особенно в День Святого Валентина. Должна заметить, что «Влюбленные фонари» появились в 21-м квартале. Вторая подобная композиция недавно установлена на территории Фанни-парка, что уже ближе к теме праздника Любви и Верности, который с недавних пор отмечается в России 8 июля. Мне же расширение семейства «влюбленных фонарей» напомнило польский Вроцлав, где на городских улицах обитают бронзовые маленькие веселые человечки (30-40 см роста). Всего уже около четырехсот гномов. Сосчитать точно их количество невозможно, так как туристы и вандалы отбирают у сказочных персонажей их тросточки, вилки и другие инструменты, а иногда забирают и их самих в свое пользование. Городские власти к самым популярным приставили сигнализацию, остальные предоставлены судьбе. После очередного исчезновения фигурки власти ругаются, но восстанавливают гнома. Почему? Да потому, что традиция, родившаяся всего 20 лет назад, сделала Вроцлав центром притяжения туристов со всего мира. Удивительно, что люди мельком осматривают средневековые исторические памятники, но спешат познакомиться с гномами. Что, если креативная команда ТСЗ пойдет по пути творчества и создаст разные характеры фонарей на улицах и парках города? Может быть, у Тольятти появится шанс создать своих сказочных «гномов», которые позовут на берега Волги людей из других городов? Почему бы и нет. Позитива в нашей жизни очень не хватает. Людмила Кислицына, корреспондент газеты «Площадь СВОБОДЫ»

Теги других блогов: архитектура Тольятти ТСЗ